Предсказательные элементы в сновидениях клиентов психоаналитика

Многие концепции аналитической (Юнгианской) психологии выглядят столь неожиданно для рационального восприятия рядового психолога, что кажутся фактически фантастическими и не имеющими ни малейшего отношения к реальности. Что же касается так называемых “классических психоаналитиков”, то многие из них относятся к юнгианскому учению крайне скептически, а иногда и с явным пренебрежением. Автор, хотя формально (по диплому) также относится к категории классических психоаналитиков, всегда и интересом относился к  Юнгу и его теориям. Тем не менее, до определенного момента все эти теории и истории были для меня только теориями, например, я никогда не встречала архетипических элементов в сновидениях моих клиентов или своих собственных. И лишь по прошествии некоторого времени я поняла, что не видела этих элементов не потому что их там не было, а потому что в то время я была не в состоянии их увидеть, главным образом из-за недостаточного понимания архаической символики и слишком поверхностного знакомства с мифологией.

Например, я всегда хорошо помнила ту часть книги Юнга “Человек и его символы”, в которой он рассказывает о древнем способе использования снов для предсказания (прогнозирования) будущего. В одном месте своей книги месте Юнг говорит о сновидении, приведенном Артемидором, древнегреческим писателем 2 века до н.э., автором Онейрокритики – труда о толковании сновидений. Артемидор рассказывал, о человеке, который увидел во сне, что его отец погиб в пламени горящего дома, а через некоторое время сам сновидец умер от флегмоны. И хотя в современной медицине флегмоной называется острое разлитое гнойное воспаление клетчаточных пространств, само слово “флегмона” с греческого переводится как “жар, воспаление”. Поэтому Юнг делает вывод, что скорее всего у Артемидора речь шла о пневмонии – воспалении легочной ткани, сопровождаемым резким поднятием температуры тела, жара, что и могло в сновидениях древних греков символически представляться в виде смерти в огне.

Далее Юнг приводит случай с его коллегой, который заболел сильным воспалением, фактически той же “флегмоной”. Накануне один из клиентов этого коллеги, ничего не знающий о его болезни,  увидел во сне своего доктора, умирающим в сильном огне. Юнг уточняет, что сновидец (клиент его коллеги) знал только, что доктор заболел, сам же доктор был едва госпитализирован, когда его клиенту приснился этот сон. Через три недели доктор все же умер. Юнг предполагает, что исход заболевания доктора был вполне очевидно предсказан во сне его клиента появлением архетипа огня, отлично известного Артемидору, который связывал смерть от огня во сне или с сильной температурой или с легочным заболеванием, а может быть и именно с пневмонией. Что касается меня, я думаю, что “смерть в огне” во сне со времен древних греков все же говорит не столько о горячке, сколько о смерти в результате болезни легких. И на это счет у меня есть интересный пример из практики

Несколько лет назад одной моей клиентке стали сниться сны про пожары, огонь угрожал ее семье и строениям, в которых находились ее близкие. В одном из снов отец сновидицы предложил отвлечь огонь “на себя” для того чтобы другие члены семьи могли бы спастись. Во сне он уходит с огнем, представленным очень интересным мифологическим персонажем, о котором я в тот момент даже не слышала.

Интересно, что через некоторое время у отца моей клиентки проявились симптомы заболевания, похожего на пневмонию. Болезнь не проходила сама и пришлось обратиться к врачам, которые диагностировали воспаление легких, и приступили к его тщательному лечению. Тем не менее, воспаление легких не лечилось, а состояние отца моей клиентки только ухудшалось. После более детального обследования выяснилось, что настоящей причиной болезни был рак легких, который резко прогрессировал в результате “удачного” лечения воспаления легких! Вскоре отец клиентки умер от рака легких.

Это один из многих случаев в моей личной практике, когда сны, понимаемые так как их предлагал нам интерпретировать Карл Густав Юнг, действительно предвещали будущее, и вполне подтверждали мысль, что не стоит делать слишком поспешных выводов о “невозможности” чего бы то ни было (будь это альтернативные теории в психологии или отдельные случаи), когда речь идет о таком “тонком” понятии как человеческая психика.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.